Няврэм сэма питты вер
Обряд рождения ребенка
Появление ребенка в хантыйской семье – это большой праздник. Все члены семьи и рода ждут появление нового человека. Роды у женщин ханты проходят в специально построенном для этого домике или чуме – ай хот.
Принимать роды приглашается пукан ангки (мать пупка), она перерезает пуповину, первой берет малыша на руки, обмывает его водой с чагой и кладет в маленькую берестяную люльку. С этого времени пукан ангки становится близкой родственницей семьи и рода. Пукан ангки и бабушка малыша готовят колыбель. В колыбель под подстилку кладут обереги – нож, точильный камень и спички. На дугу колыбели также для оберега прикрепляется клык медведя или хвост Небесного Зверя – горностая.
После заживления пупка новорожденного вносят в жилой дом (чум), сопровождая это своеобразным обрядом. Обряд очищения матери и ребенка проводит алтом ангки (несущая мать). Она перекладывает младенца в новую люльку, а прежнюю относит в лес и подвешивает на березу. Алтом ангки берет люльку с младенцем и трижды перешагивает через окуривающий дым (кусочки бобровой шкурки на углях). Эту же процедуру проделывает мать. При этом мать и несущая мать говорят: «Санэку-понэку!», призывает этим Духов Неба (Санг) и Земли (Пугос). Затем несущая мать алтом ангки (несущая мать) и мать новорожденного идут к жилью. Алтом ангки у входа в дом говорит от имени новорожденного: «Вет вулэнг ху хотэма ёхатсом» (На пяти оленях мужчина в свой дом приехал). Если девочка, то алтом ангки говорит за новорожденную: «Нял вулэнг нэ хотэма ёхатсом» (На четырех оленях женщина в свой дом приехала). По представлениям хантов мужчина имеет пять душ, а женщина – четыре. При этом новорожденного показывают в дверной проем пять раз, а новорожденную – четыре раза.
Чтобы ребенок был спокойным и не был плаксивым, перед самым внесением его в жилье алтом ангки (несущая мать) также говорит: «Холлаты унглэн камн ат хащал» (Плаксивый твой рот пусть на улице останется!).
Через определенное время бабушка новорожденного приглашает в гости алтом ангки (несущую мать) и перна ангки (крестную мать). Для гостей она накрывает стол, одаривает их подарками. А перна ангки (крестная мать) дарит малышу крестик и желает ему здоровья, чтобы Боженька его охранял.
С этого времени у малыша, кроме собственных родителей, появляются и новые матери и отцы: пукан ангки (мать, которая перерезала пуповину), муж ее пукан ащи, алтом ангки (мать, которая внесла ребенка в дом), муж ее алтом ащи. Та, которая крестит ребенка, становится перна ангки (крестной матерью), а муж ее – перна ащи (крестным отцом).
Родители ребенка одаривают новых родственников: пукан ангки дарят нож, алтом ангки – иголки (если мальчик – пять, если девочка четыре). Новые родители относятся к ребенку как к своему родному: заботятся о нем, учат ремеслам, делают подарки, шьют одежду, обувь, мастерят игрушки.
Имя новорожденному выбирается с помощью гадания, выполняется обряд ляксоптаты. В новорожденного должна вселиться душа одного из умерших родственников. Ставят колыбель на пол, под колыбель кладется нож, и перечисляются имена умерших родственников. При упоминании подходящего имени колыбель как бы «прилипает» к полу. Ребенок получает имя этого умершего.